Охрана перевозимого (транспортируемого) имущества
1. Виды имущества, которые могут быть предметом охраны при перевозке(транспортировке)
1.1. Согласно ст. 1 ГК РФ товары и услуги свободно перемещаются по всей территории Российской Федерации и какие-либо ограничения могут вводиться только Федеральным законом. В законодательстве о частной охранной деятельности также нет специальных ограничений, какие именно виды имущества могут охраняться при транспортировке, либо нет ограничений по территориальности осуществления охраны. Это позволяет сделать вывод, что охране может подлежать любое имущество в пределах Российской Федерации, если в отношении данного имущества или данной территории Федеральным законом не установлены специальные правила и ограничения.
1.2. Имущество может перевозиться различными видами транспорта воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным, либо переноситься пешком. Самым распространенным видом транспорта, которые перевозятся охраняемые частными охранными предприятиями грузы в настоящее время является автотранспорт.
Причин несколько. Во-первых, автотранспортные перевозки получил, широкое распространение в европейской части России в связи с увеличе нием объема импорта. Занимаются перевозками множество юридически % лиц, иногда эпизодически, поэтому налаженной единой централизованной службы охраны быть просто не может. Во-вторых, на таких видах транспорта, как железнодорожный и авиационный, ответственность за сохранность груза традиционно берет на себя перевозчик, и в этих сферах развита система ведомственной охраны. Исключением может быть охрана имущества туристов в специализированных туристических поездах и ряде других случаев, которые, однако, не играют существенной роли в объеме перевозок. Возможно, ситуация — по крайней мере, при перевозке грузов железной дорогой — будет меняться в сторону увеличения доли ЧОПов в процессе реформирования железнодорожного транспорта.
1.3. Общие положения, касающиеся перевозки грузов каждым из ука занных видов транспорта, регламентированы соответствующими нормативными актами: Воздушным кодексом РФ, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и др.
1.4. Как сказано выше, предметом охраны при осуществлении данного вида охранных услуг может быть различное имущество. Однако существуют особые правила перевозок, а также охраны в отношении отдельных видов грузов. Прежде всего это категория «опасные грузы», к ней обычно относят грузы, которые при перевозке, выполнении погрузочно-разгрузочных работ или хранении могут стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования, а также которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан или окружающей среде. Существуют виды опасных грузов, которые могут охраняться только государственными органами. Это ядерные материалы, взрывчатые, токсичные вещества, оружие и боеприпасы, военная техника и т. Д
1.5. Существуют категории грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования. Перечень таких грузов утвержден Приказом МПС РФ от 01.01.01 г. № 38 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечнем грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны». К ним относятся, в частности, цветные металлы, медикаменты и химико-фармацевтическая продукция, спирты и их производные и др.
Сменное сопровождение грузов осуществляется со сменой проводников в пути следования грузов. Такое сопровождение осуществляется ведомственной охраной. В этом случае сменные проводники ведомственной охраны являются лицами, уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем на сопровождение груза в пути следования на основании соответствующего договора.
1.6. Кроме того, существуют специальные ограничения на перевозку отдельных веществ. Например, метанол в таре должен перевозиться при обязательном сопровождении военизированной охраны МПС России (п. 2.2.13. Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных МПС России 27 декабря 1994 г.).
2. Понятие охраны перевозимого (транспортируемого) груза
2.1. Охрана имущества при транспортировке по своей сути ничем не отличается от охраны имущества вообще. Согласно вышеприведенному определению охрана имущества — это совокупность мер, позволяющих собственнику сохранить право и возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, т. е. защита имущества от порчи, повреждения либо противоправных посягательств. Наиболее актуальным вопросом с точки зрения сути охранной деятельности является защита от противоправных посягательств. Формы преступных посягательств изложены в гл. 3 настоящего раздела.
2.2. Имущество при транспортировке может быть, а может и не быть грузом в зависимости от отношений хозяина имущества и перевозчика. Согласно определению грузов в законодательстве о железнодорожных перевозках, к ним относятся изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления и так далее, принятые в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах.
2.3. Встречающиеся в практике варианты охраны имущества при транспортировке можно условно разбить на три большие группы:
— первый вариант: охрана груза, который перевозится самим хозяином. Это и сопровождение автотранспорта хозяина груза или его сотрудников, перевозящих груз. Например, одно из московских охранных предприятий заключило договор с иностранной компанией, которая строила завод. Оборудование завозилось из-за границы автотранспортом через таможню, которая была в 600 км от стройки. Охранная организация сопровождала трейлеры и охраняла груз во время стоянок. Другой пример — охрана бизнесмена, который покупал квартиру за наличный расчет и должен был привезти из банка в риэлторскую контору и передать посреднику большую сумму денег. В то же время именно под данный случай охраны имущества при транспортировке маскируется личная охрана. В данном случае имущество нельзя назвать грузом,
— второй вариант, когда груз отправляется без сопровождения со стороны владельца груза путем заключения соответствующего договор, с перевозчиком, однако хозяин груза хотел бы обеспечить ему дополни тельную охрану. Например, охрана автотехники на открытой железнодорожной платформе. В таком случае он может заключить договор hl его охрану с частным охранным предприятием;
— третий вариант, когда перевозчик, заинтересованный в выполнении обязательств перед клиентом о сохранности принятого для перевозки груза, заключает договор с охранным предприятием на его охрану Возникает вопрос о правомерности заключения такого договора. На взгляд авторов, заключение перевозчиком договора с частным охранным предприятием вполне правомерно, поскольку владелец груза, заключив договор на его перевозку, передоверил перевозчику обязанности по его сохранности и, следовательно, право принимать для обеспечения этих обязанностей все разрешенные законодательством действия, в том числе применять технические средства охраны или заключить договор об его охране, с лицом, имеющим право оказывать такого рода услуги. Какие именно законные меры может предпринимать перевозчик, уже не принципиально.
2.4. С точки зрения технологий охраны имущества и груза между ними есть ряд существенных различий, которые заключаются в следующем. Если охраняемое при транспортировке имущество сопровождается представителем его владельца, то именно он определяет форму его упаковки, место расположения, принимает меры к сохранности от атмосферных осадков, иных технологических причин и т. д. Функции охраны фактически заключаются в предотвращении противоправных посягательств, которые не позволят представителю владельца эти функции выполнить. Например, имущество хранится в портфеле. Охрана отвечает за то, чтобы портфель не был украден либо утрачен в результате кражи, грабежа или разбоя. Этими особенностями оказания услуг по охране имущества при транспортировке, если данным имуществом служат деньги, определяется и отличие данной услуги от такого понятия, как «инкассация». Инкассация — это сбор в кассах предприятий, организаций и учреждений наличных денег и ценностей и доставка их в кассы банка или в сберкассы предприятия связи и другие организации. При этом сотрудники, оказывающие такого рода услуги (инкассаторы), совершают определенные действия по упаковке денежных средств и т. д. Охранники только сопровождают владельца имущества.
2.5. В случае охраны имущества в форме груза, переданного перевозчику, он, как правило, упаковывается в специальную тару (ящик, контейнер, вагон и т. д.) таким образом, чтобы затруднить возможность его присвоения злоумышленником. Кроме того, груз пломбируется, опечатывается либо упаковывается в специальную пленку. Ото позволяет определить без переучета предметов, находящихся внутри тары, вскрывалась ли упаковка в дороге. Таким образом, основная обязанность работников охранного предприятия заключается в предотвращении преступных посягательств в отношении данного груза, признаком которых является нарушение или ненарушение упаковки. Охрана, как правило, не несет ответственности за фактическую сохранность имущества, находящегося в упакованном виде, за исключением случаев, когда порча имущества произошла в результате противоправного нарушения упаковки, которую охрана должна была предотвратить.
3. Договор об охране перевозимого (транспортируемого) груза
3.1. Если груз в соответствии с действующим законодательством не относится к категории грузов, подлежащих обязательной государственной охране, собственник вправе заключить договор на его охрану при транспортировке с частным охранным предприятием.
3.2. Договор на охрану груза при транспортировке может быть заключен частным охранным предприятием как с собственником груза, так и с перевозчиком. Однако во втором случае, поскольку перевозчик не является собственником имущества, а охранным предприятиям предоставлено право охранять только «имущество собственника, в том числе при его транспортировке», собственник при заключении договора с перевозчиком должен передать ему полномочия по организации охраны перевозимого груза.
3.3. Договор на оказание услуг по охране имущества при транспортировке должен соответствовать общим требованиям, изложенным в гл. 1, однако он имеет и свои существенные особенности. В частности, в разделе «Предмет договора» должен быть указан вид транспорта и маршрут следования, вид охраны, ее состав и вооружение.
В разделе «Обязанности сторон» необходимо четко сформулировать, за что отвечает охранное предприятие, какие обязанности возложены на стороны, какими правами они обладают. Нечеткость формулировок, позволяющих двусмысленно трактовать объем обязанностей охранного предприятия в случае, например, кражи охраняемого груза, может привести к затяжному судебному разбирательству. Предлагаемые нами условия являются наиболее общими, требуют серьезной доработки при составлении конкретного договора.
3.4. Помимо договора существует еще ряд документов, регламентирующих действия группы сопровождения грузов. Одним из таких документов является Инструкция по охране груза (имущества при транспортировке). В инструкции, как правило, отражаются следующие положения, обязательные для выполнения сотрудниками охраны: состав команды сопровождения и охраны грузов; наличие у группы сопровождения оружия и специальных средств; форма одежды и экипировка частных охранников, обязанности сотрудников охраны, сопровождающих грузы, их действия в экстремальных ситуациях (при авариях, катастрофах, пожарах и других чрезвычайных обстоятельствах).
3.5. Обязательными документами для группы сопровождения грузов являются акты приемки груза под охрану и сдачи груза заказчику. Акт приема груза констатирует состояние перевозимого груза на момент приема его под охрану: указывается вид транспорта, его номер, фамилия водителя (водителей); наименование фирмы, которой принадлежит груз; страховщик; наименование охранной фирмы, которая сопровождает груз; состав группы сопровождения. Если есть на грузе таможенная пломба, делается запись о ее наличии и обязательно ее номер. Кроме того, делаются записи о целостности перевозимого груза (если поврежден, то указывается характер повреждений); время и дата прибытия в пункт отправки. Необходимо указать время и дату принятия груза под охрану с указанием города, места, времени и даты окончания перевозки. Акт приема груза под охрану является отчетным документом для сотрудников охраны.
Актом сдачи груза оформляется передача груза охранным предприятием заказчику в пункте назначения по окончании оказания охранных услуг, в акте также должны быть отражены все данные о передаваемом грузе (его состав, количество).
4. Особенности охраны перевозимого (транспортируемого) груза, на перевозку которого необходимо специальное разрешение
4.1. Понятие специального разрешения на перевозку груза сформулировано в ст. 1 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Согласно указанному Закону «специальное разрешение» — это разовое дополнительное разрешение на проезд конкретного транспортного средства с крупногабаритным или тяжеловесным либо опасным грузом по территории государства. В разрешении может быть предусмотрена обязанность перевозчика выполнять перевозку данного груза по заранее определенному маршруту.
4.2. Универсального, единого списка грузов, на перевозку которых необходимо получение специального разрешения, не существует. На каждом виде транспорта существуют свои понятия крупногабаритного и тяжеловесного груза (КТГ). При этом даже на одном виде транспорта отсутствует единообразное понятие КТГ, что связано с особенностями и провозными возможностями подвижного состава, применяемого для перевозки специфического по размерам и массе груза, а также с безопасностью самого процесса транспортировки. Перечень КТГ содержится в ряде нормативных правовых актов: в Федеральном законе «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом России, МВД России и Федеральной автомобильно-дорожной службой России 27 мая 1996 г.), Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств — участников СНГ, Латвийской республики, Литовской республики, Эстон-ской республики (приложение 4 к Указанию МПС России от 5 декабря 2001 г. № 000 у) и др.
Кроме того, на каждом виде транспорта существуют свои параметры, в соответствии с которыми тот или иной груз относится к категории КТГ. Например, на железнодорожном транспорте к КТГ относят грузы, превышающие нормативы по размерам и массе железнодорожные габариты или требующие специальных условий размещения, крепления и перевозоки.
Крупногабаритным является груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Тяжеловесный груз — груз, вес которого с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства.
Опасным грузом признаются вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
В принципе обязанность получить специальное разрешение надарства. В разрешении может быть предусмотрена обязанность перевозчика выполнять перевозку данного груза по заранее определенному маршруту.
4.3. Охрана грузов, на перевозку которых получено специальное разрешение, с точки зрения организации охраны частным предприятием, принципиально не отличается от охраны любого другого груза, но к особенностям можно отнести два момента. Во-первых, необходимо убедиться до заключения договора на охрану, что данный груз не подпадает под категорию грузов, охранять которые имеют право только определенные государственные организации. Во-вторых, целесообразно внимательно ознакомиться с требованиями и условиями его перевозки. чтобы учесть их при подготовке инструкций и инструктажей конкретных исполшггелей-охранников.
Рекомендуемые правовые акты
Конституция Российской Федерации (ст. 8).
Федеральный закон от 01.01.01 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (ч. 1 ст. 4).
Приказ МПС России от 01.01.01 г. № 38 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечнем грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны».